Назад
Колонка

Семиотический ад, или Указатели как враг туриста и человека

Креативный директор рекламного агентства Tabasco Александр Смирнов вернулся из путешествия по Европе, проехался по Киеву в общественном транспорте и не смог сдержаться написал колонку на "Лигу" о том, почему навигация по украинским городам сделана для кого угодно, только не для людей.  

В школе нас знакомят с огромным количеством информации, которая впоследствии оказывается совершенно неприменимой. А зря. К примеру, стороны света. Уверен, что среднестатистический украинец из школьного курса помнит, что север там, где растет мох. Я много раз был в лесу и хочу заметить, что в лесной и лесостепной зонах мох растет со всех сторон деревьев, то есть знание это довольно бесполезное. Да и ориентироваться в городе по деревьям весьма неудобно, в то время как отечественная картография и навигационная система приглашает гостя города в форменный ад знаков и символов. Объясню, почему мы живем в аду, который сами построили, и при чем тут стороны света.

В цивилизованном мире, где "тупые пиндосы" лучше нашего понимают, почему система образования должна быть связана с реальной жизнью, а инфраструктура — служить людям, годами накапливались знания, направленные на улучшение существования горожан.

Совок и укросовок, который строится сейчас, никогда не дружили с реальностью, поэтому неподготовленный к жизни в наших условиях гомо сапиенс не в состоянии самостоятельно сориентироваться в городе без знания языка и дружелюбных аборигенов, которых дефицит.

Чтобы приехать в центр Киева на метро, нужно знать, как читается и слышится непроизносимое Maidan Nezalezhnosti, не говоря уже о несчастных, которых карма ведет на Vydubychi или Pozniaky. О таинственных топонимах типа писателя Horkoho, о котором за пределами улицы Horkoho слышал, возможно, лишь его коллега Mykola Hohol’ (более известный в миру как Nikolai Gogol).

Икона украинской культуры Тарас Шевченко, авторитет которого непоколебим в нашей стране, советовал "не цуратись свого", но все-таки учиться, читать и перенимать чужой опыт. А он есть.

Inbound.JPGНапример, чтобы человек знал, движется он в центр или от центра, у англосаксов есть понятия Inbound и Outbound, которыми украшены все направления общественного транспорта (знак на фото означает, что вы стоите на станции Фенвей и поезда с этой линии идут в центр). То есть, к примеру, повешенные на станции метро Vydubychi таблички "В центр" или "От центра" гораздо более информативны для чужака, чем другие указатели (дополнительная информация, конечно, не будет лишней, но знать направление движения, понятное любому человеку, совершенно необходимо).

Еще одно потрясающее достижение иностранных цивилизаций ветки метро имеют цвет. Да, мы ж не дураки и тоже красим ветки на схемах в три разных цвета. Но помогает ли это людям? В США, к примеру, очень помогает. Потому что станции зеленой ветки выкрашены в зеленый цвет, оранжевой в оранжевый и так далее. Таким образом, и ребенок, и турист, и пенсионер получают многоуровневые подсказки в дружелюбном интерфейсе. 

ПОезд.JPGЕхать по зеленой ветке, где все зеленое, а потом пересесть на красную гораздо понятнее, чем peresisty z Kurenivs’ko-Chervonoarmiis’koi linii na Sviatoshyns’ko-Brovars’ku. Цветовые обозначения веток и их внедрение на всех уровнях (от табличек до окраски поездов; на фото поезд Оранжевой ветки метро в Бостоне, США. Обратите внимание, что даже цвет поезда подсказывает, по какой ветке вы передвигаетесь) помогает человеку не заблудиться и чувствовать себя комфортно в общественном транспорте города. 

Такой системой навигации легко пользоваться, она экономит буквы и смыслы, а также вскрывает главную загадку современности: Maidan Nezalezhnosti и Khreschatyk это одно и то же место в городе, где пересекаются красная и синяя ветки метро. Достаточно оставить одно название: Independence Square, Red Line и Independence Square, Blue Line так же лучше! Наша система сделана, скорее, для того, чтобы враг потерялся в городе, а не чтобы люди могли просто добираться из пункта А в пункт Б. 

Проще, понятнее, меньше лишних смыслов основа дружелюбной и доступной знаковой системы. Принцип "Бритвы Оккама" (не нужно множить лишние сущности) вообще должен быть основополагающим в градостроительстве.

Навигация в Европе понятнее и дружелюбнее для туристов, потому что в город можно въехать со сторон света: с севера, юга, запада и востока, а не так, как у нас: из Житомира, Борисполя и Одессы. Не обязан человек разгадывать ребусы и знать, что Житомир это западный въезд в город, а Борисполь восточный. Именно для этого в школах преподают стороны света: чтобы детям в США, Франции, Италии и Германии было понятно, как ориентироваться в городах. Это очень доступно для свободного сознания или хотя бы для того, чтобы отказаться от махровых традиций в сторону изменений к лучшему.

Еще один пример: чудовищное дружелюбие знаков дорожного движения. Понятное дело, что ПДД это фетиш совка, многозначная система хаотических символов, способствующая размножению хаоса и коррупции, но вместо того чтобы ненавидеть и терпеть, почему бы не взять лучшее? К примеру, во Франции превышать скорость во многих городах физически невозможно, потому что каждый перекресток это дорога с круговым движением: хочешь-не хочешь, тормози. Джигитам может не понравиться, но это хорошо для безопасности и для бюджета. Ведь на таких перекрестках не нужны светофоры: пропусти тех, кто уже на кругу, и проезжай сам! Вот так вот просто (на рисунке схема кругового движения во Франции).   

В США дорожные знаки не требуют от тебя знания кодов и шифров: если с левого ряда можно поворачивать только налево, они берут и пишут доступным английским языком. Не стыдно людям делать дорожные знаки понятными.

США знаки.JPG

Это лишь несколько примеров того, как элементарная продуманность позволяет улучшить жизнь людей в городе. Переименование улиц, перекраска знаков и их переустановка не имеют смысла, если за этим нет системы с прозрачными и прагматичными планами: сделать жизнь горожан и туристов комфортнее. 

Очень важно, чтобы принцип прагматичности и удобства возобладал над стремлениями избавляться от "пережитков" во имя "недожитков". Комфорт это планирование. Все инструменты у нас на руках. "Не цурайтесь". 

Читайте также
Колонка
Уроки рекламы от Жерара Депардье

 Рекламная кампания «Не буду платить налоги» креативного директора и исполнителя главной роли Жерара Депардье закончилась ошеломительным успехом. Налоги не будут уплачены, закон отменен. А победителей не судят.